Хотим мы или нет, но, начиная с рождения и до самой смерти, мы находимся под влиянием массового сознания. Чужие идеи, мысли, слова постоянно транслируются через средства массовой информации, создавая коллективную память. Ее также создают образовательные учреждения (школы, вузы и т.д.), литературные произведения и киноиндустрия. Индивидуальная память человека не в силах тягаться с коллективной и с теми способами, которыми она пропагандируется.
Страны можно разделить на два лагеря:
- в приоритете коллектив (преимущественно Восток);
- в приоритете личность (преимущественно Запад).
Логично предположить, что в первом типе стран воздействовать на массовое сознание существенно легче. Во втором типе стран это тоже возможно, нужно только совершить добавочные действия, которые так повернут индивидуальное поведение, что оно начнет работать в пользу коллективу. Например, Запад конструирует образ успешного человека таким образом, что достижение личностных целей (дорогая машина, собственный дом) зависит от того, как хорошо и качественно человек поработает. Это несет положительные изменения для коллектива.
Религия как система управления
Ярким примером универсальной системы управления человеком предстает христианство. Из подобия секты оно стало одной из влиятельнейших религий мира.
Причина в особом построении этой системы: она смогла изменить взаимоотношения людей, сделать их более мягкими и гладкими. Люди стали милосерднее и сострадательнее к бедным и больным.
И религия, и магия пытаются оградить человека от проявлений негатива. И делают это с перспективой в будущее, в загробную жизнь.
Исследователи подчеркивают, что такое ограждение и защита важны, потому как негатив ярко отражается в жизни человека в виде разочарований, психологической боли и травмах и т.д. На фоне с этим позитив предстает шатким и хрупким.
Поэтому ряд философов и исследователей полагают, что магия не столько элемент человеческого действия, сколько закономерность истории, периодически повторяющаяся.
Казалось бы, в 21 веке люди считают магию каким-то развлечением, чем-то несерьезным. По при этом ситуации с потерей контроля возвращают нас к магии и религии. Так происходит, потому что при возникновении неопределенности человеку дискомфортно, он не зависим исключительно от себя.
Также религию рассматривают как системную совокупность символов. Они дают человеку понимание и моделирование окружающего мира, устанавливают ключевые идеи и мотивы поведения.
При этом вхождение человека в религию бывает двух типов:
- пассивный (например, с рождения);
- активный.
Второй еще зовется рациональным, то есть приход в религию в данном случае совершается осознанно. Человек таким образом ищет подходящую для себя концепцию миропонимания, следовательно, подходящие идеологию и образ поведения. В ходе такого поиска личность работает над своими знаниями и представлениями. Называется это явление селф-конверсейшн (или общение с собой (в широком смысле). Грубо говоря, это вторичная социализация, проводимая самостоятельно.
Такова особенность современности. Она берет свое начало в период, названный «осевым временем». Термин предложен Карлом Ясперсом. Это «время» берет отсчет, когда человек разрывает связь с мифологической реальностью. Сам философ пишет, что вместе с мифом уходит и свойственная ему устойчивость и стабильность.
Однако другие исследователи уточняют идеи Ясперса: мифологическая реальность не пропадает полностью, она трансформируется и видоизменяется.
Рациональная и мифологическая составляющие уживаются в сознании человека, ни одна не исчезает полностью. Часть людей продолжает верить в истинность народных примет, другая часть каждое утро слушает или читает гороскоп для своего знака зодиака. И стоит отметить, что для некоторых это вполне серьезные вещи.
Так происходит, потому что человек нуждается в посторонней защите. Раньше магия давала почти полную такую защиту, сейчас только частичную. Другую часть защиты «от зла» дает государство.
Как работают секты?
Каждая новая секта создает собственную сакрализацию. Когда-то христианство тоже было сектой, но за счет «удачной» сакральной информации она стала мировой религией. Это говорит о том, что религия и секта (несмотря на полярность в конкретных аспектах) имеют множество сходных черт.
Большинство тоталитарных сект стремятся подавить волю человека, сделать его неспособным к сопротивлению. Для этого используется физиология пропаганды – методы, направленные на ослабление физиологических показателей организма. Это и жесткие ограничения сна, и недоступность качественной еды в достаточных количествах.
Часто применяется «агрессивная» диета, помогающая в формировании правильного поведения. Как пример – фашистская Германия и концентрационные лагеря. Людям не давали есть не по причине дефицита продуктов, а чтобы подавить их силы и волю для совершения бунтов и побегов. Такая схема проворачивается и в тоталитарных сектах.
Религия и мифология в политическом аспекте
Существует ряд исследований, посвященных возможности влияния на массы с помощью средств парапсихологии. Впервые подобное появилось в книгах Якобсен.
В «Зоне 51» она обращается к событиям в Розуэлле в 1947 году (предполагаемое падение НЛО). Однако в конечном итоге не приходит к инопланетянам. Она приходит к Сталину. Возвращаясь немного в прошлое к 1938 году, Якобсен приводит следующую цепочку событий. Сталин узнает об ажиотаже вокруг постановки на радио книги Г. Уэллса "Война миров" и хочет повторить подобный эффект. Для этого он использует немецкий самолет (прототип Стелса) и детей-подростков, похожих на инопланетян и созданных с помощью евгеники. Однако все идет не по плану и самолет взрывается.
Теория интересная, но не слишком правдоподобная. И после похожих предположений слабо верится и в другие. Но вот, что важно: это попытка воздействовать на материальный мир чем-то нематериальным.
Связь политики с религиозной подоплекой существует, как ни странно, в советском кинематографе. Например, перестройку хотели «запустить» фильмом «Покаяние» (реж. Абуладзе).
Это был специальный проект. И все недоделанные элементы, их шаткость и невнятность демонстрируют поспешность создателей. Ведь если посмотреть на другие работы режиссера, разница очевидна и наглядна.
Связь политической и религиозной составляющих отсылают нас к философским концептам Н. Бердяева. Он определял большевистскую идеологию не только как политическое движение, попытку построения коммунизма. А как системный взгляд на мир, как духовное состояние человека. Большевизм стремится затронуть не только политическую сторону человека, а его целиком.
Контроль над религией
Кстати, в силу религиозности большевизма активно велась борьба с христианством, его тотальный контроль.
Все церковные саны назначались через идеологические отделы КГБ. Потому как епископы были своего рода управленцами на конкретной территории. Так же назначались и другие руководители.
Диссидентство и политика
Работы проводились не только со священнослужителями, но и с инакомыслящими группами. Над ними велся тотальный контроль для возможности управления. В перестройку это тоже использовалось, но иным способом.
При Андропове КГБ использовал демократически настроенных диссидентов, которые, конечно, были идеологически далеки от них. Но по аналитическим прогнозам именно эта прослойка способна была сохранить власть СССР и открыть перспективы на мировое влияние. Поэтому политзаключенных выпустили из тюрем, создали для них площадки для объединений и работы. Даже прозвали национальным спасением. Кого-то убедили твердить о том, что Россия пережила тихую революции без военных действий и демократы выиграли. И это сработало, несмотря отсутствие реальных демократических сил у власти и периодическое отлавливание демократов и повторное заточение.
Здесь видно, что, прежде чем явление обретает интерпретацию, под него подстраивается материальная база.
Первенство виртуального мира над реальным
Перестройка стала магнитом для разных мистиков, магов, колдунов, ведьм и прочих. В этот период начали свою карьеру Чумак и Кашпировский, которые влияли почти на всю страну.
Таким образом переключалось внимание от текущих проблем и действий конкретных служб. Тогда же выходили сериалы, полностью поглощавшие внимание населения. Улицы пустовали, потому как взгляды фокусировались на телевизорах.
Так происходило замещение виртуальным миром реального. То есть материальное пространство ушло на второй план.
Виртуальное пространство дает широкий спектр возможностей влияния на массы. Например, отключение зарубежного вещания для эффективной пропаганды нужных идей и мнений. Или намеренное введение на телеэкраны паранормальных личностей. Последнее не только отвлекает, но и усиливает внушаемость людей. Или становится этапом подготовки к чему-либо. Так, ряд исследователей полагает, что Кашпировский – был специальным проектом КГБ для подготовки населения к приходу Ельцина.
Магия-религия в управлении массами
Магия-религия – это модель контроля и управления. Ее характеристики:
- строгая иерархия;
- чем выше положение, тем неприкосновеннее субъект (не подвергается критике);
- исключительность, избранность «верхушки»;
- связь высших субъектов с нематериальным;
- основополагающая цель – максимальное распространение модели.
Примером служит сталинский период, когда сам вождь народа признавался чуть ли не божеством. При коммунизме также «богами» были Энгельс, Маркс, Ленин.
Были в СССР и другие примеры модели, но говорить о них бессмысленно, т.к. в общем смысле это одно и то же только с разными именами и названиями.
Государства-корпорации
В современности главы корпораций (в силу капиталистического уклада) оказывают влияние на мир наравне с главами государств. Причем они иногда идут как раз против государств, поддерживая проекты без гос.помощи.
Это важно учитывать, потому как влияют корпорации на миллионы людей. И это позволяет им включаться в политическую, социальную, мировоззренческую сферы. Они формируют мир будущего уже сейчас.
Задумайтесь: мир уже проходит постепенную трансформацию, когда героем нашего времени становится простой «ботаник». Он за счет технологизации подстраивает мир под себя и свои интересы.
Основополагающей характеристикой успешного человека становится его образованность и ум, а не сила и подобные. При этом существует проблема: касательно государств выработаны четкие правила. Одно из них – открытость деятельности. Под корпорации нет такой внушительной законодательной базы, но при этом их влияние велико. И кто знает, чем это обернется в будущем?