Мировоззрение личности
Мировоззрение личности (по-английски view of world, по-немецки Weltanschauung) – совокупность общих представлений определенной личности насчёт мира вокруг и самого себя, собственного места в мире, взаимосвязи с реальностью вокруг и оценки себя. В понятие мировоззрения личности вкладывают знания, нужные для определения личностью самого себя и создания базиса для его отношения к миру. Данное определение происходит в нескольких направлениях: ценностях социокультурного характера, идеалах, вопросах мировоззрения (включая смысл жизни, ибо по версии Генриха Риккерта мировоззрение личности и есть понимание смысла его существования), в своём самосознании (как гражданина, представителя определенного этноса, религии, профессии и так далее), в своей оценке мира. Его мировоззрение прогрессирует не благодаря чистому усвоению сведений о мире и систематизации последних, а с помощью увеличения сферы самоопределения и появления у личности понимания важности различных частей самоопределения. Как правило, перед последним происходит недовольство в бессвязности, неаргументированности, шаблонности и непостоянстве собственных ощущений, мнений и поступков. Сергей Леонидович Рубинштейн считал, что у понятия личности есть особый смысл, в который закладывается понятие о человеке с определенными четкими позициями, заметным и осознаваемым отношением к жизни и мировоззрением, что он получил в результате продолжительной сознательной работы.
Мировоззрение не передается и не выучивается всё сразу, но обретает свои черты человеком благодаря теоретическому мышлению и рефлексии. С помощью этого мировоззрение различается от «менталитета», что ему предшествует, но потом встраивается с ним в общую систему сознания. В подобном противостоянии к мировоззрению понятие ментальности, берущее свое начало от представлений коллективности Эмиля Дюркгейма и Люсьена Леви-Брюля, исполнившую значительную роль в формировании исторической антропологии. К мировоззрению неверно приписывать полученные неосознанно социальные стереотипы, и явления, что Эрих Фромм называл «иррациональной верой» и «авторитарной совестью» (связанная с «сверхЯ» Фрейда). Семён Людвигович Франк, основываясь на опыте успешных людей, выделял индивидуально-творческий аспект мировоззрения, что он описывал как постоянный результат отображение созидающего духа индивидуальности или личности. В данном определении подразумевается до бесконечного количества мировоззрений в зависимости от числа каждого обладающего им индивидов
Тем не менее, мировоззрение и менталитет не только различаются вплоть до противоположных вещей, но также обладают схожими чертами и функционалом. Примером последнего служит то, что оба понятия определяют субъективное восприятие индивидом мира. Термин «отношение» работает в связке и с мировоззрением, и с менталитетом, поскольку отношение выявляется в чувствах (переживаниях), их рефлексии и осознанно принятых, сформированных по определенным понятиям убеждениями. Также к схожим элементами мировоззрения и менталитета добавляют применение термина живого знания в качестве единого ощущения и знания, значения и личностного смысла. Само собой разумеется, что по мере взросления сила и работа переживаний в сознании и повадках способны различаться, но базис единения знаний и ощущений все ещё работает. Переживание играют главную роль в вопросе менталитета, а у мировоззрения это место досталось знанию.