Переживание
Переживание (по-английски feeling, experience, living through) – сложный конструкт психологии, имеющий несколько трактовок. В основном при определении переживания акцентируют его окрашенность эмоциями, непосредственное существование в сознании субъекта и связь с произошедшим в личной жизни.
Вильгельм Дильтей давал переживанию такую значительную роль, что вместо привычной связки «созерцание – мышление – действие» использовал свою версию: «переживание – выражение (экспрессия) – понимание» и таким образом дал основу понимающей психологии и педагогики. Георгий Иванович Челпанов считал душевные переживания как весьма объемную категорию, куда входит познание, чувство и воля. С такой трактовкой схоже английское слово experience, значащее сразу и переживание, и опыт. Но в русском слове больший акцент на эмоционально-личностном составе, являющимся совокупностью знания и отношений (схоже с термином живого знания у Семёна Людвиговича Франка и Владимира Петровича Зинченко). О таком же понимании говорит Сергей Леонидович Рубинштейн, называя переживания тем, что лично для человека оказывается действительно важным. Алексей Николаевич Леонтьев считал эмоциональные переживания сигналами внутри нас, говорящими о личностном смысле происходящего. Фёдор Ефимович Василюк считал переживание уникальной формой деятельности, появляющейся в положении нереальности получения субъектом ведущих мотивов и планов своей жизни, разрушения идеалов и ценностей, из-за чего преобразуется реальность психики. Он подчеркивает часть с «пережить», то есть пройти через, как правило, тяжелые происшествия, справится с тяжкими чувствами или состояниями, терпеть, держаться.
Лев Семёнович Выготский в своей концепции давал переживанию ключевую значимость, связывая его с понятиями социальной ситуации развития, зона ближайшего развития, возрастные кризисы и психологический возраст. Лев Семенович выделял сложность и целостность понятия переживание, давая ему роль связи между человеческим внутренним миром и окружающей действительностью. В своих педологических лекциях он говорил, что переживание является единицей, где объединено переживаемая среда и представление того, как оно переживается. То есть в неё отражаются особенности и окружения, и личности. Это касается как свойств среды, отражающихся на личности, так и черт индивида, связанных с произошедшим в среде. Подводя итоги, он отметил, что переживание всегда содержит в себе неразделимое единство специфики индивида и специфики ситуации, на которую тот отреагировал.
Основа и развитие создания эстетического переживания получает особый интерес у Льва Семёновича, что логично из-за его регулярной заинтересованности в психологии творчества. Но он не замечал значительных различий у эстетических и неэстетических переживаний, а акцентировал внимание на их общую природу. В его работах также много сказано о проблеме прогрессии переживания в онтогенезе, что отражается в сравнении переживаний ребенка и подростка осознания сущности возраста сквозь привычные для него переживания.
С точки зрения теории Выготского, к переживанию возможен подход, идентичный прочим функциям психики, что в онтогенезе прогрессируют от неконтролируемых форм к максимальным, обладающим статусом деятельности. Подобный подход создает возможности для разделения различных генетических форм переживаний, а заодно для нахождения культурно-исторических методов контроля переживаний.