Известный в научных кругах социолог Лев Гудков активно работал над анализом социальных механизмов понижающей адаптации, которые активно воздействуют на личность в процессе принуждения.
В своей профессиональной деятельности он проводит исследование научных заключений, сделанных в советский период, ведь десятилетия после распада репрессивного общества не принесли чувства освобождения, а напротив вызвали у населения постсоциалистических государств ощущение затянувшейся депрессии.
Этика эволюционного нигилизма и «Бесы» Достоевского
Достоевский один из первых литераторов и культурных деятелей в России, постаравшийся понять своеобразие происходящих в обществе процессов. Его основная цель заключалась в понимании и оценке возможных последствий от глобальной массовизации.
В отличии от большинства одновременно с «Бесами» написанных романов на тему социалистов, нигилистов и революционеров, Достоевский смог воссоединить в произведении несколько сюжетных линий, полностью раскрывающих события пореформенной России.
При условии переинтерпретации основных образов романа в социологические категории, поддающиеся анализу, то получится следующее:
- бессобытийная скука в глубокой провинции;
- рутина повседневных отношений, которая затрагивает как хозяйство, так и личную жизнь;
- представленное в виде карикатурного образа общество;
- основные герои никак не могут найти достойное занятие и определиться с собственным предназначением;
- делом заняты исключительно второстепенные персонажи;
- побывавшие за рубежом юноши имели возможность сравнить Россию с другими странами, что ввергло их в состояние длительной депрессии.
При этом изменение государственного строя является неизбежным, но находящийся у власти слой общества не готов к каким-либо политическим действиям и не способны адекватно оценить происходящее. Именно бездействие власть имущих привело к дискредитации государственной значимости в глазах инициативной и самоуверенной молодежи.
Именно такие настрои привели к формированию той массы общества, которая начала возрождать анархистские взгляды и стремиться к построению собственной державы. Достоевский старался осмыслить и проанализировать угрозу, которая нависла над обществом.
«Масса» и ее особенности
Общественная масса – специфическое состояние социума, которое не свойственно народу и низам. Веками устоявшийся уклад жизни этих сословий подчинен четким правилам и нормам. Поэтому подобные социальные организации создаются лишь на эмоциональном отторжении власти, удерживаясь за счет наличия общего «врага».
Характерной особенностью таких политических и общественных движений является отсутствие сплоченности после достижения желаемого результата.
Самой интересной в «Бесах» Достоевского является модель младшего Верховенского, являющегося нигилистической личностью. В основе его мировоззрения лежат социализационные травмы, сопровождаемые рессантиментными комплексами.
Трудное детство, которое герою пришлось пережить практически находясь меж двух огней. Вызывающее поведение покоренного идеализмом запада отца и жизнь у богатого помещика, который не отличался умом и трудолюбием. Ребенок оказался практически оставлен родителями, являющимися самыми дорогими в его жизни людьми, на произвол судьбы. Ему пришлось самостоятельно приспосабливаться к непростым условиям выживания в жестоком мире.
Психологическая травма, нанесенная Верховенскому в детстве, приводит к резкой девальвации ценностей. Он начинает проявлять жестокое отношение к окружающим, самоутверждаясь за счет насилия и унижения более слабых. Поведение героя находиться на грани садомазохизма. Также в таком поведении присутствуют цинизм и комплекс власти.
Приход к власти подобного лидера может привести к формированию вокруг него полноценной сети социальных отношений, которые будут настроены не только доброжелательными и романтичными идеями, но и репрессиями, укрепленными за счет круговой поруки. Таким образом, и зарождается создание идеального общества в пределах государства, а возможно и всего мира.
Согласно идеологической установке нужно установить «Всеобщее благо», проявляемое в неопределенных благополучии и счастье большинства граждан. Находящаяся в предвосхищаемом будущем цель становится разрешением на насилие и преступления в настоящем.
Все деяния подобного руководителя не вызывают чувства вины или раскаяния, а преобразовываются в ощущение «жертвы», которая была вынуждена пойти на столь кардинальные решения. Со временем оно переростает в чувство избранности и превосходства, которые освобождают от ответственности.
Описанный здесь тип мышления был в точности воспроизведен большевиками при осуществлении октябрьской революции 1917 года. Такая структура социальной организации лишена нравственности, так как мораль приносится в жертву для достижения более высоких целей.
Естественно это выливается в разрушающее воздействие на традиционные институты, но в то же время освобождает пространство для имморализма. Подобные структуры в принципе не могут создать модерное сообщество, но целенаправленно рушат уже имеющиеся устои.