Доверие
Доверие (по-английски trust) – по энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, это психическое состояние, из-за коего мы опираемся на некое мнение, в котором видим авторитет, отчего не изучаем вопрос самостоятельно, хотя таковая возможность существует. Согласно им, доверие не синонимично вере и уверенности, так как первая находится выше фактов и доказательств от логики. Доверие связано с темами, доступных сознанию человека. Доверяясь, человек отказывается по тем или иным причинам провести самостоятельную проверку, опираясь на принятое в обществе мнение или лицо, которое он считает авторитетным. Уверенность же является пониманием силы самого себя и включает доверие к истине собственных знаний или правильности выбранного дела. Доверие же может быть ему противоположным как следствие осознания слабости, собственной неуверенности или принятия более авторитетного мнения.
Наиболее общее определение веры даёт Густав Густавович Шпет. Он считал, что она является принятием вероятности за реальность. Антипод ему – сомнение как таковое, а его общая возможность является скептицизмом. Как последнее, так и сама вера нуждаются не в доказательстве, а в отображении. Принципиальные сомнения схожи с абсолютной верой тем, что их крайности одинаково сомнительны в своей полезности. Однако есть и его более здравая версия как личностное переживание, отображающее слабую уверенность. В итоге оно касается не всего, а лишь некоторых суждений.
Советский энциклопедический словарь не даёт понятия слову «доверие», так как его составители не хотели подвергать смущению доверчивых читателей. Но определение ему есть в словаре этики. Там его описывают социологически, приписывая проблемы классового общества наподобие мошенничества, взаимного вранья и кражи. Фрэнсис Фукуяма, представитель классового общества, в своей книге про доверие уже в заголовке описывает её как социальную добродетель, создающую благосостояние. В ней он берет доверие в качестве основы добродетели и финансового состояния, называя появляющимся в конкретном обществе взаимным ожиданием честности и адекватности от друг друга, включая взаимную помощь в рамках принятых всеми норм, традиций культуры, обычаев и ценностей в области этики. Он считал такой тип поведения эффективнее иного, включающего в себя рациональный расчёт, постоянно появляющиеся, согласующиеся, контролируемые судами и соблюдающиеся в том числе принуждением формальные условия. Таким образом, он приходил к выводу, что наличие недоверия равняется наличию ещё одного налога, затрагивающего все сферы экономики, который не касается сообщества с высокой степенью доверия.
Доверие как состояние психики (чувство) само по себе непостоянно. Заполучить или внедрить в сознание доверие затруднительно, а потерять его можно мгновенно. Артур Шопенгауэр в своём сборнике афоризмов писал, что нарушивший доверие больше никогда его не сможет его восстановить чтобы он не делал, а результаты данной пропажи дадут о себе знать уже в ближайшее время. Психолог из Франции Серж Московичи обладал довольно радикальной точкой зрения на доверие, считая его тождественным подчинению. Он говорил, что зерно сомнения у множества человек может привести к низведению даже наиболее сильного тиранического правителя. Также он отметил, что регулярное насилие создает апатию, равнодушие и враждебность.
Владимир Даль в своем словаре отмечал, что доверится кому-либо может быть очень трудно. Фридрих Арнольд Брокгауз же в своем словаре называл источником доверия сознание силы или слабости. Источником доверия в разных интерпретациях также называют любовь, единое мнение насчет ценностей и верования или даже завышенную уверенность в себе. Более единогласны люди в причинах сохранения доверия, называя в первую очередь постоянство.
Если рассматривать вопрос с точки зрения этимологии, то «питать доверие» (в латинском – credo) означает «сердце даю», что наводит на вывод о важности доверия как состояния человеческой психики. Появляется оно во время взаимодействия с другими индивидами, то есть его нельзя назвать врожденным. Сам факт разговора уже обозначает наличие некоторой степени доверия или вероятность его появления. Лингвисты отмечают, что слово «верить» в части языков ранее имело смысл «выбирать». Это подчеркивает, что в вопросе доверия важна избирательность. Нет смысла говорит о том, что при завышенном доверии разочарование может оказаться только сильнее.
Социолог из Германии Фердинанд Тённис писал в своем словаре про выбор того, кому доверять, что важным фактором принятия того или иного решения может оказаться как свой опыт, так и других людей. То есть репутация индивида как благонадежного или настораживающего, требующего дополнительной аккуратности в обращении. Также доверие формируется самим опытом общения, так что главным фактором оказывается не индивид, а его «состояние». Последнее формируется из понимания, что деловой человек, который может быть и неприятен как личность, заинтересован в оплате долгов, пока у него есть подобная возможность. Тут уже возможность заслужить доверие трансформируется в кредитоспособность.
В итоге доверие к личности и кредитоспособность индивида или компании смешиваются друг с другом. Овеществленное доверие характеризуется тем, что мы начинаем безусловно доверять незнакомым людям, основываясь на том, что они работают в той или иной компании и имеют в ней определенную должность. Личное доверие в первую очередь обуславливается особенностями доверяющего индивида. Простодушный человек со слабым опытом общения в среднем более доверчивый, чем умный и имеющий большой опыт общения с другими людьми, так как последний в среднем больше прибегает к сомнениям. Но эта разница теряется, когда заходит речь об овеществленном доверии. В абсолютном большинстве случаев мы не знаем капитана корабля, с которым плывем, или управляющего поездом или самолётом. Как и не имеем хорошего знакомства с оперирующим нас хирургами. Тем не менее, мы доверяем этим людям свои жизни на регулярной основе.
Чувство доверия возникает у человека, как и множество прочих элементов человеческой психики, ещё в первые годы жизни, о которых мы сами можем ничего и не помнить. Из-за этого может сложится впечатление, что человек получает ту или иную степень доверия благодаря некой предопределенности ещё на уровне генов. Американский ученый Эрик Хомбургер Эриксон считал чувство базисного доверия фундаментальной основой для формирования психики на всю жизнь. Чувство доверия получает форму, базируясь на опыте в первому году существования дитя и становится установкой, контролирующей его связь с самим собой и среде вокруг. Используя термин «доверие», Эриксон понимал доверие самому себе и ощущение постоянной расположенности к себе других людей. Здоровый индивид характеризуется базисным доверием себе, к другим людям и окружающей среде.
У повзрослевших сильное понижение базисного доверия с преобладанием базисного недоверия выражается в форме явного отчуждения. Люди уходят в себя, если им не удается поладить с другим человеком или с самим собой. Сильнее всего это выражается у людей, которые регрессируют к состоянию психики, когда они окончательно закрываются, пренебрегают пищей, удобствами и игнорируют свои дружеские привязанности. При работе с подобными пациентами психологу нужно прежде всего нужно убедить их, что он им доверяет, и что это чувство взаимно. Таким образом и они могут доверять себе.
Подводя итоги, можно прийти к выводу, что в большинстве своём доверие является эмоциональной, то есть слабо поддающейся рациональности психической сфере. Оно является источником самых разных чувств (от любовных до ненавистнических), состояний (комфорт, стресс, фрустрации) и социальных установок (принятие, отвержение). Доверие является базисной частью в отношениях с другими. Лишившись его, вы теряете свой облик в глазах окружающих. Но даже его восстановление даёт только возможность, а не стопроцентную вероятность, что этот облик тоже вернется. Из-за этого психологическая культура доверия тесно связана с таковой у личности и в отношениях с другими. В определенном смысле личность может быть синонимична доверию, так как людей в первую очередь оценивают по фактору того, насколько им можно доверять.