Воображение

Воображение (фантазия) (по-английски imagination) – единая для всех людей способность к созданию новых целостных образов реальности с помощью обработки опыта, полученного с помощью чувств, интеллекта, эмоций и любых видов восприятия. Воображение – метод контроля человеком вероятностями будущего, дающий его действиям целенаправленность и перспективу, что отличает его от прочих живых организмов на планете Земля. Являясь основополагающей частью творчества, воображение помогает не только с исторической формой культуры, но и с её освоением в онтогенезе.

В науке психологии, как правило, воображение встает в один ряд с памятью, восприятием,вниманием и прочими самостоятельными психическими механизмами. Но в наше время все чаще используется обозначение воображения как всеобъемлющего свойства сознания (что идет от учений Иманнуила Канта). В данном определении подчеркивается его особо важная роль как создателя основ и структуры восприятия мира. Воображение определяет работу определенных эмоциональных, познавательных и прочих механизмов, помещая их в творческую среду, помогающую менять восприятие предметов ( в плане смыслов или образов), предсказывая следствия этих действий (это называется антиципацией) и созданием всеобъемлющих схем из них. Такое проявляется в терминах «эмоционального предвосхищения» (Александр Владимирович Запорожец), «продуктивного восприятия» (Владимир Петрович Зинченко), в зарождении части форм двигательной активности (Николай Александрович Бернштейн ) и так далее.

Воображение – конструирование образов, содержащих понятие о предмете (или создания планов взаимодействия с ним) ещё до появления самого понятия (а план приобретет явные, конкретные и применимые в реальности выражение). Наполнение предстоящей мысли (метод её создания, появившийся благодаря схеме действий) наносится воображением на некую явную, общую тенденцию роста полноценного объекта. Понять эту тенденцию как генетическую цепь событий индивид способен исключительно благодаря мышлению.

Для воображения свойственно то, что знание не успело сформироваться в часть логической цепи, но соотношение общего и индивидуального его свойства уже случилось. С помощью этого в самом действии наблюдения единичный факт получает свой индивидуальный ракурс, с помощью чего полноценно создается смысл конкретной ситуации. Из-за этого воображение создает целый образ произошедшего раньше раздельной и разбитой на отдельные детализированные свойства отдельных частей исследуемого. Часть данного образа уже обдуманно объединяются из-за необходимости связи по факту, а не из-за формальностей (такой больше свойственно легендам и сказкам; в онтогенезе его можно найти у дошкольного возраста). В конце сие детали получают в сознании новоприобретенные понятия. То есть воображение нельзя назвать ни случайным присвоением объекту свойств, ни простым смешением деталей предыдущего опыта. Одно из противоречий воображения заключается в восприятии предметного целого изначально в адекватной форме без каких-либо фактических ошибок. Из-за этого в прошлом у философов и психологов это давало причины его мистифицировать.

Главным механизмом воображения работает перенос какого-либо свойства объекта. Обнаружение нового во время переноса меряется тем, как сильно он помогает узнавать больше о индивидуальной природе другого объекта во время его исследования или сотворения индивидом. Операционной и технической основой такого переноса является символическая функция (Это действие называют дооперационным мышлением).

Наука психология различает произвольное и непроизвольное воображение. Первое дает о себе знать, в частности, при конкретном решении проблем, связанных с художественной, научной или технической деятельностью при присутствии явной и отрефлексированной доминанты поиска, а вторая – в сновидениях, так называемом измененном сознании и так далее.

Порой выделяют и воссоздающее с творческим воображением. Образы первого логичнее связать с сферой гибких и быстроменяющихся репродуктивных представлений. Особенно если учесть, что творчество связано с воображением напрямую.

Отдельная форма воображения – мечта. Она связана со сферой не самого близкого будущего, отчего не требует ни непременного получения конкретного результата, ни абсолютного сходства с образом того, чего хочется. При этом мечта способна превратится в мощный фактор мотивации поиска в творчестве.