Выразительные движения

Выразительные движения (по-английски exрressive movements) – выявляющееся извне переживание индивида (его целей, оценивания, взгляда на жизнь) в мимике лица, пантомимике (управлении телом, держанииосанки, виде ходьбы, жестах), интонациях речи. Выразительные движения показывают перемены в функционировании внутренних органов, сосудов и желез. Они свойственны и высшим млекопитающим – показ злости, ужаса, переживаний за потомство и так далее.

Чарльз Дарвин думал, что выразительные движения лишь рудименты действий на основе инстинктов, появившихся в работе животных из-за сражений, атак, охраны потомков и тому подобного. Но это объяснение не говорит, отчего у людей так много выразительных движений, и за время существования цивилизаций заметно эволюционировали, отчего появилось многообразие их интерпретации и использования человеком.

Впоследствии из-за эволюции человеческого общения выразительные движения сильнее разделялись и получили свойства отдельного «языка», показывающего нюансы чувств, стремлений, желаний оценивания, восприятия жизненных происшествий. Они могут иметь свойство символичности, отчего часть разделов искусства, используя их, показывают свое идейное наполнение: в театре (мимы, балетные танцы), у скульпторов, художников (при рисовании портрета), в фильмах.

У новорожденного выразительные движения не контролируются. Плач, ор, улыбка появляются как прямая реакция на то, что трогает ребенка в плане эмоций. Когда он взрослеет, то усваивает установки родителей и прочих взрослых (скажем, что не стоит устраивать плач из-за мелочи, совестно испытывать страх в какой-то реакции и так далее). Он пытается контролировать выразительные движения, что отражается в взгляде вниз, сдерживании плача, ухмылке и так далее.

Во время эволюции людской культуры появляются весьма податливые формы выразительных движений для показывания степеней неудовлетворенности, похвалы, злобы, просьб, презрения, становящихся нормой для всех участников общественной группы. Порой у отдельных социальных групп выявляется собственная манера в эксплуатации выразительных движений, отчего для их понимания необходимо стать частью этой группы.