Личность – согласно общественным наукам это уникальное качество индивида, что он получает в социокультурной обстановке во время своей общей деятельности и …

Личность

Личность (по-английски рersonality; от латинского рersona – маска исполнителя; роль, статус; лицо, идентичность) – согласно общественным наукам это уникальное качество индивида, что он получает в социокультурной обстановке во время своей общей деятельности и общения. По концепциям гуманистической философии и психологии личность – это человек в виде определенной ценности, являющейся ориентиром для прогресса в обществе (подобных идей придерживался, например, Иммануил Кант). Хоть вариантов интерпретации понятия очень много, но из них реально выделить пять базовых аспектов понятия:

  1. многообразия терминологии личности, показывающая действительное множество проявлений индивида в эволюции окружающего мира, прошлом общественной среды и своей жизни;
  2. трансдисциплинарный статус задачи личности, обнаруженный в области исследования общественных и естественных предметов;
  3. связь понимания личности от образа индивида, доступно или тайно находящихся в культуре и науке на конкретном этапе их прогрессии;
  4. отсутствие совпадения следов человека, личности и индивидуальности, изучаемых в поле зрения несвязанных друг с другом биогенетического, социогенетического и персогенетического направления нынешнего человекознания;
  5. возрастание установки изучения, направляющая специалиста на осознание прогрессии личности в рамках общества и окружающего мира, и установкой практического плана, указывающей на сформирование или подправку личности для совпадения с целями, полученными от общества или созданными человеком, что связался со специалистом.

В главных интересах членов биогенетической ориентации можно обнаружить проблемы прогрессии человека в качестве индивида, имеющего конкретные антропогенетические характеристики (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип сложения тела, свойства нервной системы в плане нейродинамики, органические побуждения, влечения, потребности и другие), что тянутся через разные стадии созревания по время воплощения филогенетической программы в онтогенезе. В базисе зрелости человека находятся процессы приспособления тела, что исследуются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.

Члены различных течений социогенетической ориентации изучают методику социализации человека, их понимание социальных норм и ролей, получения социальных установок (аттитюда) и ценностных ориентаций, возникновения характера индивида в плане социализации и национальности как базового участника некой общности. Задачи социального приспособления или, в общем смысле, социальной адаптации индивида, разрабатываются главным образом в социальной психологии, истории психологии, социологии и этнопсихологии.

Главным предметом изучения персоногенетической ориентации являются вопросы активности, самосознания и творчества личности, появления Я человека, сражения мотивов, прогрессия индивидуального характера и способностей, реализации самого себя и выбора личности, постоянного поиска смысла жизни. Исследование всех перечисленных проявлений личности берёт под свое крыло общая психология личности; различные стороны этих вопросов имеют место быть в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

В получении самостоятельности вышеописанных направлений можно увидеть метафизическую таблицу детерминации прогрессии личности под давлением двух факторов: среды и наследственности (об этом рассказывает конвергентная теория). В условиях культурно-исторического системно-деятельного подхода создается уникально новая схема детерминации прогрессии личности. В ней особенности человека в качестве индивида считаются «безличными» источниками прогрессии личности, что во время жизни способны приобрести личностную прогрессию.

Социокультурное окружение является базисом, дающим почву для развития личности, но оно не является «фактором», напрямую предопределяющим поведение. Оказавшись предпосылкой претворения в жизнь действий индивида, она содержит в себе те нормы общества, роли, ценные вещи, ритуалы, предметы, системы знаков, с какими встречается человек. Настоящим базисом энергии прогрессии личности становится общая работа и разговоры, с чьей помощью происходит движение личности в людском мире, его восприятия культуры. Отношения человека как результата антропогенеза, усвоившей опыт в области общества и её истории личности и индивида, меняющего окружающую среду, можно сформулировать тремя высказываниями о том, что индивиды мы с рождения, потом становимся личностями и боремся за собственную индивидуальность.

В условиях системно-деятельного изучения личность воспринимается как примерно постоянная общность свойств психики, являющейся итогом добавления человека в межиндивидуальные связи. Человек в собственной прогрессии ощущает объясняющуюся социальным давлением желание быть личностью и находит возможность ей стать, появляющуюся в значительной в социальном плане работе. Это и отвечает за прогрессию индивида как личности.

Появляющаяся во время прогрессии возможности и функционал проигрывают в личности сформированные историей качества индивида. Освоение реальности у дитя происходит через его действия при надзоре родителей или опекуна. Действия опекаемого постоянно находится под надзором опекуна, они дают им направление (оперируя собственными идеями о правильном воспитании и навыками учителя). Базируясь на том, что ребенок уже знает, опекуны программируют его действия по обучению новым аспектам реальности и формам поведения.

Прогрессия личности происходит в ведущей деятельности, контролируемой механизмом мотивов. Деятельно-опосредованный тип отношений, что выходят у индивида с самым рефератным для него сообществом или лицом, оказывается главным фактором прогрессии.

В основном виде личность может быть показана как механизм и итог адаптации индивида к новой социокультурной обстановке. При условии, что человек очутился в примерно постоянном социальном объединении, он, при оказавшихся удачными условиях, испытывает на себе три фазы становления внутри неё как личность. Первая фаза – адаптация – обозначает обучение актуальным ценностям с нормами и соответствующими формами и методами работы, таким образом в определенной степени становясь схожим с остальными участниками группы. Вторая фаза – индивидуализация – происходит от становящихся более острыми разногласиями между нуждой быть как остальные и желанием личности к наибольшей персонализации. Третья фаза – интеграция – даёт о себе знать с помощью разногласия желания человека оказаться в лучшем свете благодаря личным навыкам, в том числе отличающим его от остальных членов общества, и нуждой группы принять, похвалить и взрастить только те его навыки, что помогают его прогрессу и, вследствие, прогрессе как личности. Если разногласия не устраняются, происходит дезинтеграция и после неё возможен вариант изоляции личности, её изгнания или регрессия на более слабые стадии роста.

Когда у человека не выходит справится с преградами периода адаптации, у него появляются черты конформности, аддикции, стеснительности, неуверенности. Не получив во время второй фазы понимания после того, как он показал близкой ему группе свойства своей личности, демонстрирующие его индивидуальность, человек получает возможность сформировать в себе негативизм, агрессию, подозрения ко всем подряд и лживость. Но при удачном прохождении данного этапа у человека образуется гуманность, доверие, чувство справедливости, здоровая самокритичность, уверенность в себе и других и тому подобное. Из-за того, что ситуации всех трёх этапов при порядковом или смешанном участии в нескольких группах сразу повторяются постоянно, то выходящие из них новообразования все сильнее оседают в человеке, формируя стойкую структуру личности.

Крайне важный этап в развитии личности по возрасту – подростковый возраст и начало юности, когда прогрессирующая личность берется обозначать себя как объект познания и самовоспитания. Ранее давая оценки людям вокруг, личность усваивает опыт таких оцениваний и создает самооценку, что оказывается базисом самовоспитания. Но нужда в самопознании (в первую очередь в понимании собственных морально-психологических качеств) не может соотноситься с приходом на территорию переживаний внутри. Рост самосознания, что напрямую связан с формировкой черт личности вроде воли и моральных чувств, помогают появлению сильных убеждений и образцов для сравнения. Нужда самопознания и воспитания создается в первую очередь от того, что индивид обязан понимать собственные силы и нужды перед приближающимися переменами в собственной жизни и его социальном статусе. Когда между уровнем потребности личности и её реальными вариантами есть непреодолимая пропасть, то появляются сильные аффективные эмоции.

В прогрессии самопознания юношеского возраста существенная партия досталась приговорам от окружающих, в первую очередь оценкам родителей, учителей и людей своего возраста. Это даёт значительные требования к обучающему такту педагогов и родителей, создаёт необходимость индивидуального подхода к любой из растущих личностей.

Происходящая в Российской Федерации с середины восьмидесятых годов двадцатого века реформа образования включает в себя помощь в развитии личности ученика, создание более гуманного и демократического процесса обучения и воспитания во всех обучающих учреждениях. Таким образом, случаются перемены цели воспитания и обучения, отчего теперь это не общность знаний, умений и навыков, а неограниченный рост личности обучающегося. Сама это общность все ещё крайне важна, но теперь это не самоцель, а способ получения новой цели. Подобные обстоятельства делают первичным создание базовой культуры личности, что помогла бы убрать из её основы разногласия между культурами гуманитариев и технарей, заинтересовать людей политикой и добиться их включения в изменившиеся социально-экономические условия жизни общества. Удачная работа вышеобозначенных задач обещает создание культуры самоопределения личности, осознания собственной ценности жизни человека, её уникальность и невозможность скопировать.

Остается лишь отметить, что переводить на английский слово «личность» как personality не совсем корректно. Больше подошли бы selfhood, selfness или self, но идеального варианта переноса этого понятия на английский язык не существует. Впрочем, из-за литературной традиции вариант personality все ещё наиболее популярен.