Культура

Культура (по-английски culture) – ценности, нормы и материальные предметы, связанные с определенным обществом. Термин «культура» (а заодно и «общество») крайне популярен в науках, связанных с человекознанием: социологией, человеческой психологией, и прочих программах гуманитарного направления ( в том числе в антропологии культуры, этнографии). Культура, согласно социологу Энтони Гидденсу, является одной из самых свойственных характеристик для каждого человеческого сообщества. Из огромного множества определений культуры особо выделяется стандартное определение Эдуарда Бернетта Тайлор : культура появляется в своей полной форме из знания, систем верований, нравов, творчества, обычаев, законов и прочих способностей и привычек, полученных людьми, будучи часть общества.

Культура перерабатывает всё в знак, с помощью коего передается культурный опыт. Проиллюстрировать это понятие помогут следующие метафоры:

  • Борис Пастернак называл культуру плодотворной жизнью;
  • Александр Блок именовал её ростом мира;
  • Густав Густавович Шпет делал логическую цепочку, называя слово архетипом культуры; последнее – культом разумения, приходя к выводу, что слова есть воплощение разума;
  • Павел Александрович Флоренский говорил о культуре как о языке, с помощью которого объединяются все люди и как о среде, что даёт почву для роста и питания личности;
  • Михаил Михайлович Пришвин называл культуру связью индивидов, а цивилизацию – силой вещей;
  • Мераб Константинович Мамардашвили говорил о культуре как об усилии, необходимом человеку для существования.
  • Сергей Сергеевич Аверинцев сказал, что культура помогает индивиду говорить с собой, отчего даже одиночка с ней связан;
  • Вячеслав Всеволодович Иванов отмечал, что вся культура человечества есть протест в сторону уничтожения и смерти;
  • Михаил Михайлович Бахтин говорил, что эстетическая культура создает атмосферу доверия, что дает защититься от жизни;
  • Андрей Белый называл дикарей своего время представителями не примитивного развития, а древней искривлённой культуры; также он говорил о культуре как о заклинании хаоса;
  • Фридрих Нишце сравнивал культуру с тонким слоем кожуры яблока, находящейся над горящим хаосом.

Определение Хосе Ортега-и-Гассета наиболее продуктивно, так как даёт общее понятие и формирует метод построения культуры, объясняя сам акт культуры. Согласно ему, последним является действие созидания, с помощью которого мы получаем logos определенного объекта, что раньше не был обозначен.

Все эти примеры не являются научным определением культуры, но являются показателем того, сама культура оберегает любые подобные высказывания, а бескультурье – вредит. Последнее хорошо известно людям, что не близки с культурой, но способны использовать её ради своих корыстных целей. Культура по своей природе пропитана искренностью, правдивостью и скромностью, когда как бескультурье характеризуется расчётом, любовью к притворству и наглости. Пока первая не знает страха и не берёт взятки, второй присущ страх и набивание себе цены. Пока культура обладает совестью, у бескультурья её нет, отчего она любит хитрить и притворятся первой. Это происходит из-за первичности, постоянности и вечности культуры, пока бескультурье может лишь подражать, хотя ему тоже хочется быть вечным. Пока культура возносит в века мудрецов вроде Нерона и Пилата, их ученики не смиряются перед авторитетом. Кульура ни к кому не навязывается, любит себя и иронию, а бескультурье славится авторитаризмом, эгоизмом и кровожадностью. Как говорил Борис Пастернак, невежественный человек сначала поучает, а в итоге проливает кровь.

Сила культуры в её переходности, постоянном продолжении и развитии, в её создающем и творческом потенциале.Творчество во всех сферах деятельности прорастает из культуры и заимствует её элементы. Лишь переходность и форма способны предоставить обновление и откровенность. Культура оказывается на пересечений линий между прошлым, нынешним и грядущим. Ольга Михайловна Фрейденберг отмечала, что история культуры не является пересказом прошлого, а сохраняет в вечности нынешнее. Культура предоставляет прогресс в истории, создавая её семантику, измеряемую мыслями и действиями. Вне культуры невозможен исторический прогресс. Аверинцев называл время культурных застоев «хронологическими провинциями», но даже при таких условиях у людей культуры есть возможность высказываться, хоть и очень слабая.

Приписка культуры к социальной среде механизмов источника или активной силы развития заставляет культуру, против её намерений, становится агрессивной, делает непонятной её роль в прогрессе наиболее развивающейся личности. В итоге он становится не только активным, но и сам оказывается началом и активной силой развития культуры, появления ранее невиданных совершенных форм и нового взгляда на старые. К сожалению, порой это вытекает в излишние изменения среды вокруг, в том числе и культуры. Связь тела и окружения, личности и культуры надо осознавать как активными с обоих сторон, общительными, способными поддержать диалог друг с другом. Последний может быть как у друзей или быть наполненным напряжения вплоть до агрессии.

Личность способна взять вызов, предоставляемый культурой, или остаться безразличным. Культура тоже способна приглашать, но может и отречь или проигнорировать. Между культурой и личностью есть разность потенциалов, что создает движущие силы развития. Такие силы наличествуют не в культуре и не в личности, а между двумя, в их отношениях.